Правила информирования пациентов об их правах и обязанностях
1. Цель: соблюдение прав пациента и его законного представителя во время оказания медицинских услуг.
2. Область применения: Все структурные подразделения. Правила распространяются на всех сотрудников, пациентов и их законных представителей.
3. Ответственность: Все сотрудники, пациенты и их законные представители.Термины, определения и сокращения:
В Правилах применяются следующие определения:
1) пациент – физическое лицо, являющееся потребителем медицинских услуг;
2) представитель пациента – лицо, как юридическое так и физическое, совершающее действия от имени пациента в силу полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан;
3) медицинская услуга – комплекс диагностических и лечебных услуг, включающих лекарственную услугу, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения;
4) медицинский персонал – врачи, медицинские сестры;
5) информированное согласие – добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство высокого риска, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства, связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических, экономических и других последствиях, а также возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними последствиях и риске.
В настоящих Правилах применяются следующие сокращения:
1) манипуляция – стоматологические, хирургические, эндоскопические, диагностические процедуры;
2) ГОБМП – гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
5. Ресурсы:
1) стенды с описание прав и обязанностей пациента/законного представителя;
2) памятка о правах и обязанностях пациента.
6. Документирование:
Медицинская карта стационарного больного – подпись об ознакомлении с правилами нахождения в стационаре (описаны права и обязанности пациента).
Медицинский персонал предоставляет информацию о правах и обязанностях пациентов в устной и/или в печатной форме во время пребывания пациента в приемном покое или перед получением медицинских услуг.
7.1.Права и обязанности пациентов:
Пациенты имеют право на:
1) получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан, а также дополнительные услуги сверх ГОБМП за счет собственных средств, системы добровольного страхования и иных незапрещенных источников;
2) обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в рамках ГОБМП;
3) достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям со стороны сотрудников;
4) получение медицинской помощи, определяемой исключительно на основе медицинских критериев, без влияния каких-либо дискриминационных факторов;
5) предоставление сведений об именах и о профессиональном статусе тех, кто будет оказывать медицинские услуги, а также о правилах внутреннего распорядка;
6) при проведении инвазивных медицинских услуг, заполнения в письменной форме информированного добровольного согласия пациента. Письменное информированное согласие подписывается пациентом после объяснение врачом, в доступной для пациента форме, запланированной инвазивной процедуры, включая данные о возможных рисках, преимуществах выбранной процедуры, альтернативных методах лечения и диагностики, а также получения сведения о возможных последствиях отказа от лечебных или диагностических процедур;
7) получение исчерпывающей информации о состоянии своего здоровья, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме, а также разъяснение причин выписки его домой или перевода в другую медицинскую организацию;
8) на получение исчерпывающей информации о назначаемом лекарственном средстве;
9) принимать участие в принятиях решений касательно лечения;
10) ознакомление с результатами обследования. Получение медицинского заключения и копию медицинских тестов (по просьбе пациента);
11) выбор или замену врача;
12) получение после выписки краткой письменной информации, включающий план лечения и рекомендации, разъясняющие, как заботиться о своем здоровье;
13) сопровождение со стороны законных представителей (в тех отделениях, где это допустимо);
14) облегчение боли в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских технологий;
15) получение независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведение консилиума;
16) отказаться от участия в учебном процессе, а также от присутствия третьих лиц (курсантов) при проведении лечебно-диагностических процедур;
17) защиту прав осуществляемыми органами, организациями здравоохранения, а также общественными объединениями в пределах их компетенции;
18) предоставление переводчика (по возможности), если имеется языковой барьер в понимании деталей медицинского ухода (лечения);
19) предъявление жалоб, предоставление предложений и комментариев по предоставляемым услугам через Службу поддержки пациентов или книгу жалоб и предложений;
20) получение, по просьбе пациента, детализацию счета, с объяснениями всех расходов независимо от того, оплачиваете ли пациент услуги самостоятельно или через другие источники. Получение расчетной стоимости запланированного лечения/диагностики до начала процедур;
21) определение выбора лица, которому следует сообщить информацию о состоянии его здоровья;
22) если пациент не совершеннолетний или пациент по состоянию здоровья не в состоянии воспользоваться своими правами, то эти права будут представлены его законному представителю;
23) иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
7.2.Обязанности пациента:
В обязанности пациента и его законного представителя входит:
1) уважать нормы и правила медицинской организации;
2) принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;
3) проявлять в общении с медицинскими работниками и пациентами уважение и тактичность;
4) сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания (жалобах, перенесенных заболеваниях, предыдущих госпитализациях и лечениях, а также аллергиях и т.д.), после дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;
5) своевременно информировать медицинских работников об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения, а также в случаях возникновения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо подозрения на них;
6) пациент несет ответственность за отказ или несоблюдение плана лечения, после получения информации о последствиях этих решений;
7) соблюдат правила внутреннего распорядка и бережно относиться к имуществу, сотрудничать с медицинским персоналом при получении медицинской помощи;
8) не соверать действий, нарушающих права других пациентов, уважать личную, конфиденциальную информацию пациентов;
9) соблюдать правила техники безопасности, включая политику борьбы с курением или любого другого правила по общественной безопасности;
10) убедиться, что финансовые обязательства перед медицинской организацией будут погашены своевременно;
11) в экстренных случаях, соблюдать приоритетность экстренных случаев;
12) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
7.3.Правонаотказ от медицинской помощи:
1) При отказе от медицинской помощи пациенту или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия.
2) Отказ от медицинской помощи с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинских документах и подписывается пациентом либо его законным представителем, а также медицинским работником;
3) В случае отказа от подписания пациентом либо его законным представителем отказа от медицинской помощи осуществляется соответствующая запись об этом в медицинской документации и подписывается медицинским работником.
4) При отказе законных представителей несовершеннолетнего либо недееспособного лица от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, медицинская организация вправе обратиться в орган опеки и попечительства и (или) в суд для защиты их интересов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Статья 90. Обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
1. Граждане обязаны:
1) заботиться о сохранении своего здоровья;
2) соблюдать режим, действующий в организациях здравоохранения;
3) проходить профилактические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения;
4) выполнять относящиеся к индивидуальному и общественному здоровью предписания медицинских работников, органов и организаций здравоохранения;
5) соблюдать меры предосторожности по охране собственного здоровья и здоровья окружающих, проходить обследование и лечение по требованию медицинских организаций, информировать медицинский персонал о своем заболевании при инфекционных заболеваниях и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих.
В случае уклонения от обследования и лечения граждане, больные заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, подвергаются освидетельствованию и печению в принудительном порядке в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.
Основания и порядок направления граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, на принудительное лечение регулируются настоящим Кодексом;
6) соблюдать законодательство Республики Казахстан в области здравоохранения.
2. Беременные женщины в срок до двенадцати недель беременности обязаны встать на медицинский учет.
3. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, несут те же обязанности в области здравоохранения, что и граждане Республики Казахстан.
4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
1) проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
2) выполнять требования нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов, а также актов и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3) обеспечивать безопасность и качество выполняемых работ, оказываемых услуг и продукции при ее производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
4) осуществлять производственный контроль в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) своевременно информировать государственные органы санитарно- эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в случаях возникновения массовых и групповых инфекционных и паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений;
6) своевременно информировать уполномоченный орган в случае выявления побочных действий лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
7) обеспечивать гигиеническое обучение работников, работающих в сфере обслуживания, представляющей опасность для заражения окружающих инфекционными и паразитарными заболеваниями;
8) представлять должностным лицам государственных органов санитарно-эпидемиологической службы возможность проводить отбор проб продукции, сырья, товаров, производственной среды для проведения лабораторных исследований в соответствии с их компетенцией;
9) не допускать к работе лиц, не имеющих документ, удостоверяющий прохождение медицинского осмотра, а также отстранять от работы больных инфекционными заболеваниями и носителей возбудителей инфекционных болезней, выявленных организациями здравоохранения;
10) не допускать к реализации товары, продукты, сырье при установлении несоответствия их требованиям нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиеническим нормативам, а также принимать решение о возможности их использования или утилизации;
11) иметь санитарный паспорт;
12) представлять на проверку в государственные органы санитарно-эпидемиологической службы учетную и отчетную документацию, касающуюся вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
13) приостанавливать предпринимательскую и (или) иную деятельность в случае создания ими угрозы жизни или здоровью населения;
14) обеспечивать беспрепятственный доступ должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль, к объектам в целях проверки их на предмет соблюдения нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов;
15) за счет своих средств проводить по эпидемиологическим показаниям и предписаниям, постановлениям должностных лиц санитарно-эпидемиологической службы дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия.
Статья 92. Обязанности пациентов
1. Помимо обязанностей, указанных в статье 90 настоящего Кодекса, пациент обязан:
1) принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;
2) проявлять в общении с медицинскими работниками уважение и такт;
3) сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания, после дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;
4) соблюдать правила внутреннего распорядка и бережно относиться к имуществу медицинской организации, сотрудничать с медицинским персоналом при получении медицинской помощи;
5) своевременно информировать медицинских работников об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения, а также в случаях возникновения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо подозрения на них;
6) не совершать действий, нарушающих права других пациентов;
7) выполнять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.
2. Обязанности пациентов, указанные в подпунктах 2) - 4) пункта 1 настоящей статьи, распространяются на родителей или иных лиц, непосредственно осуществляющих в стационаре уход за пациентам.