Обязанности пациентов

 Правила информирования пациентов об их правах и обязанностях

 

             1.  Цель: соблюдение прав пациента и  его законного   представителя   во   время   оказания   медицинских   услуг.

             2. Область применения: Все структурные подразделения. Правила распространяются на всех сотрудников, пациентов и их законных представителей.

             3. Ответственность: Все сотрудники, пациенты и их законные представители.Термины, определения и сокращения: 

В Правилах применяются следующие определения: 

1) пациент – физическое лицо, являющееся потребителем медицинских услуг; 

2) представитель пациента – лицо, как юридическое так и физическое, совершающее действия от имени пациента в силу полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан; 

3) медицинская услуга – комплекс диагностических и лечебных услуг, включающих лекарственную услугу, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения; 

4) медицинский персонал –           врачи,           медицинские                сестры; 

5) информированное согласие – добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство высокого риска, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства, связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических, экономических и других последствиях, а также возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними последствиях и риске. 

      В настоящих Правилах применяются следующие сокращения: 

1) манипуляция – стоматологические, хирургические, эндоскопические, диагностические процедуры; 

2) ГОБМП – гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. 

                5. Ресурсы: 

1)  стенды с описание прав и обязанностей пациента/законного представителя; 

2) памятка о правах и обязанностях пациента. 

                6.  Документирование: 

Медицинская карта стационарного больного – подпись об ознакомлении с правилами нахождения в стационаре (описаны права и обязанности пациента). 

  1. Описание правил: 

                  Медицинский персонал предоставляет информацию о правах и обязанностях пациентов в устной и/или в печатной форме во время пребывания пациента в приемном покое или перед получением медицинских услуг. 

                  7.1.Права и обязанности пациентов: 

Пациенты имеют право на: 

1) получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан, а также дополнительные услуги сверх ГОБМП за счет собственных средств, системы добровольного страхования и иных незапрещенных источников; 

2) обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в рамках ГОБМП; 

3) достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям со стороны сотрудников; 

4) получение медицинской помощи, определяемой исключительно на основе медицинских критериев, без влияния каких-либо дискриминационных факторов; 

5) предоставление сведений об именах и о профессиональном статусе тех, кто будет оказывать медицинские услуги, а также о правилах внутреннего распорядка; 

6) при проведении инвазивных медицинских услуг, заполнения в письменной форме информированного добровольного согласия пациента. Письменное информированное согласие подписывается пациентом после объяснение врачом, в доступной для пациента форме, запланированной инвазивной процедуры, включая данные о возможных рисках, преимуществах выбранной процедуры, альтернативных методах лечения и диагностики, а также получения сведения о возможных последствиях отказа от лечебных или диагностических процедур; 

7) получение исчерпывающей информации о состоянии своего здоровья, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме, а также разъяснение причин выписки его домой или перевода в другую медицинскую организацию; 

8)          на получение исчерпывающей информации о назначаемом лекарственном средстве; 

9)          принимать участие в принятиях решений касательно лечения; 

10)      ознакомление с результатами обследования. Получение медицинского заключения и копию медицинских тестов (по просьбе пациента); 

11)      выбор или замену врача; 

12)      получение после выписки краткой письменной информации, включающий план лечения и рекомендации, разъясняющие, как заботиться о своем здоровье; 

13)      сопровождение со стороны законных представителей (в тех отделениях, где это допустимо); 

14)      облегчение боли в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских технологий; 

15)      получение независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведение консилиума; 

16)      отказаться от участия в учебном процессе, а также от присутствия третьих лиц (курсантов) при проведении лечебно-диагностических процедур; 

17)      защиту прав осуществляемыми органами, организациями здравоохранения, а также общественными объединениями в пределах их компетенции; 

18)      предоставление переводчика (по возможности), если имеется языковой барьер в понимании деталей медицинского ухода (лечения); 

19)      предъявление жалоб, предоставление предложений  и комментариев по предоставляемым услугам через Службу поддержки пациентов или книгу жалоб и предложений; 

20)      получение, по просьбе пациента, детализацию счета, с объяснениями всех расходов независимо от того, оплачиваете ли пациент услуги самостоятельно или через другие источники. Получение расчетной стоимости запланированного лечения/диагностики до начала процедур; 

21)      определение выбора лица, которому следует сообщить информацию о состоянии его здоровья; 

22)      если пациент не совершеннолетний или пациент по состоянию здоровья не в состоянии воспользоваться своими правами, то эти права будут представлены его законному представителю; 

23)      иные    права, предусмотренные                законодательством                Республики Казахстан. 

           7.2.Обязанности пациента: 

В обязанности пациента и его законного представителя входит: 

1)          уважать нормы и правила медицинской организации; 

2)          принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья; 

3)          проявлять в общении с медицинскими работниками и пациентами уважение и тактичность; 

4)          сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания (жалобах, перенесенных заболеваниях, предыдущих госпитализациях и лечениях, а также аллергиях и т.д.), после дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача; 

5)          своевременно информировать медицинских работников об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения, а также в случаях возникновения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо подозрения на них; 

6)          пациент несет ответственность за отказ или несоблюдение плана лечения, после получения информации о последствиях этих решений; 

7)          соблюдат правила внутреннего распорядка и бережно относиться к имуществу, сотрудничать с медицинским персоналом при получении медицинской помощи; 

8)          не соверать действий, нарушающих права других пациентов, уважать личную, конфиденциальную информацию пациентов; 

9)          соблюдать правила техники безопасности, включая политику борьбы с курением или любого другого правила по общественной безопасности; 

10)      убедиться, что финансовые обязательства перед медицинской организацией будут погашены своевременно; 

11)      в экстренных случаях, соблюдать приоритетность экстренных случаев; 

12)      выполнять       иные        обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. 

            7.3.Правонаотказ от медицинской помощи: 

1)        При отказе от медицинской помощи пациенту или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. 

2)        Отказ от медицинской помощи с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинских документах и подписывается пациентом либо его законным представителем, а также медицинским работником; 

3)        В случае отказа от подписания пациентом либо его законным представителем отказа от медицинской помощи осуществляется соответствующая запись об этом в медицинской документации и подписывается медицинским работником. 

4)        При отказе законных представителей несовершеннолетнего либо недееспособного лица от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, медицинская организация вправе обратиться в орган опеки и попечительства и (или) в суд для защиты их интересов.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Статья 90. Обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

1. Граждане обязаны:

1) заботиться о сохранении своего здоровья;

2) соблюдать режим, действующий в организациях здравоохранения;

3) проходить профилактические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения;

4) выполнять относящиеся к индивидуальному и общественному здоровью предписания медицинских работников, органов и организаций здравоохранения;

5) соблюдать меры предосторожности по охране собственного здоровья и здоровья окружающих, проходить обследование и лечение по требованию медицинских организаций, информировать медицинский персонал о своем заболевании при инфекционных заболеваниях и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих.

В случае уклонения от обследования и лечения граждане, больные заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, подвергаются освидетельствованию и печению в принудительном порядке в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

Основания и порядок направления граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, на принудительное лечение регулируются настоящим Кодексом;

6) соблюдать законодательство Республики Казахстан в области здравоохранения.

2. Беременные женщины в срок до двенадцати недель беременности обязаны встать на медицинский учет.

3. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, несут те же обязанности в области здравоохранения, что и граждане Республики Казахстан.

4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

1) проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

2) выполнять требования нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов, а также актов и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) обеспечивать безопасность и качество выполняемых работ, оказываемых услуг и продукции при ее производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;

4) осуществлять производственный контроль в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) своевременно информировать государственные органы санитарно- эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в случаях возникновения массовых и групповых инфекционных и паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений;

6) своевременно информировать уполномоченный орган в случае выявления побочных действий лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

7) обеспечивать гигиеническое обучение работников, работающих в сфере обслуживания, представляющей опасность для заражения окружающих инфекционными и паразитарными заболеваниями;

8) представлять должностным лицам государственных органов санитарно-эпидемиологической службы возможность проводить отбор проб продукции, сырья, товаров, производственной среды для проведения лабораторных исследований в соответствии с их компетенцией;

9) не допускать к работе лиц, не имеющих документ, удостоверяющий прохождение медицинского осмотра, а также отстранять от работы больных инфекционными заболеваниями и носителей возбудителей инфекционных болезней, выявленных организациями здравоохранения;

10) не допускать к реализации товары, продукты, сырье при установлении несоответствия их требованиям нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиеническим нормативам, а также принимать решение о возможности их использования или утилизации;

11) иметь санитарный паспорт;

12) представлять на проверку в государственные органы санитарно-эпидемиологической службы учетную и отчетную документацию, касающуюся вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

13) приостанавливать предпринимательскую и (или) иную деятельность в случае создания ими угрозы жизни или здоровью населения;

14) обеспечивать беспрепятственный доступ должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль, к объектам в целях проверки их на предмет соблюдения нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов;

15) за счет своих средств проводить по эпидемиологическим показаниям и предписаниям, постановлениям должностных лиц санитарно-эпидемиологической службы дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия.


Статья 92. Обязанности пациентов

1. Помимо обязанностей, указанных в статье 90 настоящего Кодекса, пациент обязан:

1) принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;

2) проявлять в общении с медицинскими работниками уважение и такт;

3) сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания, после дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;

4) соблюдать правила внутреннего распорядка и бережно относиться к имуществу медицинской организации, сотрудничать с медицинским персоналом при получении медицинской помощи;

5) своевременно информировать медицинских работников об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения, а также в случаях возникновения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо подозрения на них;

6) не совершать действий, нарушающих права других пациентов;

7) выполнять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.

2. Обязанности пациентов, указанные в подпунктах 2) - 4) пункта 1 настоящей статьи, распространяются на родителей или иных лиц, непосредственно осуществляющих в стационаре уход за пациентам.